
Воинское захоронение № 3002 в г. Бобруйске
Братская могила советских военнопленных, уничтоженных фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Бобруйская крепость)
Братская могила советских военнопленных, уничтоженных фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., находящаяся на территории Бобруйской крепости, является массовым захоронением, связанным с важнейшими событиями национальной истории.
Первая братская могила появилась в ноябре 1941 года. Здесь были захоронены советские военнопленные организованного фашистами на территории Бобруйской крепости пересыльного лагеря № 131, которые погибли 7-8 ноября во время устроенного фашистами пожара здания казармы, – сгоревшие или расстрелянные немецкой охранной командой. Количество захороненных – 18 706 человек.
25 сентября 2013 года к северо-востоку от первой могилы были перезахоронены останки 560 советских военнопленных и 95 мирных жителей – жертв фашизма.
3 июля 2016 года были перезахоронены останки 49 советских военнопленных.
22 июня 2018 года были перезахоронены останки двух воинов Красной Армии, обнаруженных на левом берегу реки Березины.
Памятник на могиле был установлен в 1972 году.
3 июля 2014 года был открыт новый мемориал.
Выписка из акта Бобруйской областной комиссии содействия в работе чрезвычайной комиссии по расследованию и установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков от 17 января 1945 года:
«С первых дней оккупации гитлеровцы устроили в Бобруйской крепости лагерь для военнопленных. В этом лагере большей частью находились командиры Красной Армии. По показаниям свидетелей подтверждается сожжение военнопленных вместе со зданиями, в которых они помещались. Сожжение немцами военнопленных было приурочено к октябрьским праздникам 1941 года. Всего немецкими фашистами сожжено в крепости до 22 тысяч человек. Свидетели Неверова М.С., Мухин Д.И., Рудковская А.И. назвали это же количество погибших, в показаниях свидетеля Петелина И.К. значится – «более 7000 человек». Мухин И.Д. также сообщил, что из этого лагеря было вывезено несколько тысяч пленных для расстрела в д. Еловики и на еврейское кладбище».
Свидетель Петелин Иван Корнилович показал:
«Будучи в лагере военнопленных в городе Бобруйске в крепости, на моих собственных глазах было сожжено и расстреляно с 5-го по 6-е ноября 1941 года более 7.000 человек. Заранее было построено немцами 2 вышки около крепости, установлены пулеметы на них. Когда загорелся лагерь, военнопленные начали бежать через проволочные ограждения. Немцы открыли пулеметный огонь и ни один не мог уйти. Сожженные и расстрелянные люди были тут же зарыты около лагеря. Расстрелянные были обнажены до гола и закопаны».
Свидетель Неверова Мария Сергеевна рассказала:
«В октябрьские праздники 1941 года немецко-фашистские захватчики сожгли 2 казармы, где помещались русские военнопленные. По рассказам оставшихся живых военнопленных сгорело и расстреляно около 22.000 человек. Причиной поджога немцами казарм вместе с людьми послужили неудачи немецких войск взять Москву. Уцелевшие из под расстрела военнопленные рассказали: сначала загорелась 3-х этажная казарма, окруженная немецкими пулеметчиками и автоматчиками. Многие военнопленные прыгали со 2-го и 3-го этажа, чтобы спастись от огня, но они в воздухе и на земле беспощадно расстреливались фашистами. Огнем охватило еще 2 рядом стоящие казармы вместе с людьми».
Свидетель Мухин Даниил Иванович показал:
«Я жил от крепости метрах в 300. Я видел собственными глазами, как горели здания крепости, в которых находились русские военнопленные. Было это в октябрьские праздники 1941 года. Мне известно, что в больших окрестностях крепости располагался лазарет для русских офицеров. Помню, что полтора дня шла стрельба в крепости. Когда загорелась здание. Военнопленные пытались спастись бегством через окна, но были встречены пулеметно-автоматным огнем. Военнопленные горели несколько дней. Вместе с пожаром и кончилась стрельба. По-моему, всего сожжено и расстреляно в крепости, примерно, более 22.000 человек. Мало кому из них пришлось уйти живым. Мне известен еще один лагерь военнопленных исключительно для офицерского состава который был расположен против станции Березино на горке. По рассказам полицейских, охранявших лагерь, известно, что из этого лагеря было вывезено несколько десятков тысяч пленных для расстрела в деревню Еловики и на еврейское кладбище».
Свидетель Рудковская Анна Ивановна:
«Мой дом, в котором я жила во время немецкой оккупации, расположен рядом с крепостью. Мне известны факты зверского истребления Советских военнопленных в 1941 году. Фашисты зажгли две казармы с находящимися в них военнопленными. Во время пожара многие пытались выпрыгнуть со 2-го и 3-го этажа. Они были встречены пулеметным огнем. Пленные горели всю неделю. Оставшиеся в живых и бежавшие из крепости военнопленные рассказали, что тогда погибло, примерно 22.000 человек».
По показаниям бывшего заместителя коменданта лагеря советских военнопленных в г. Бобруйске капитана Карла Лангута на судебном процессе в январе 1946 г. по делу о злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками в Белорусской ССР: «В начале ноября 1941 г. в лагере было уже около 18 тысяч человек, лагерь был переполнен. Немецкое командование отказалось дать транспорт для вывоза военнопленных в Германию. Поэтому комендант лагеря подполковник Редер получил приказ от полковника вермахта Штурма об уничтожении военнопленных. Командир одной из зондеркоманд должен был подготовить и осуществить поджог, при этом создать видимость того, что сами военнопленные подожгли лагерь с целью побега. Заместитель коменданта лагеря капитан К. Лангут 6 ноября показал представителям зондеркоманды здание казармы, чердак третьего этажа, были привезены материалы для поджога и горючее. 7 ноября в 15 часов здание казармы загорелось, часть пленных была выведена из здания. Капитан охранной дивизии поставил 4 пулемета вокруг лагеря для уничтожения тех, кто хотел бежать. Примерно в 17 часов прибыла пожарная команда, в это время уже вся казарма горела. На следующее утро комендант лагеря с заместителем пошли в казармы. Здания сгорели. Всего 7 ноября было сожжено и расстреляно из пулеметов около 4 тысяч человек. В декабре 1941 года лагерю № 131 было предоставлено 50 вагонов для перевозки военнопленных. Комендант лагеря приказал перевозить всех военнопленных на открытых платформах. 3200 человек были погружены на открытые платформы, по дороге в Минск многие замерзли, трупы были сброшены под откос. В январе 1942 года в лагерь прибыл эшелон из Гомеля, в эшелоне было 600 человек больных и раненых, из них 200 человек замерзших. Тела этих военнопленных были похоронены в братской могиле восточнее лагеря».
Из воспоминаний бывшего военнопленного Орликова А.Е.:
«В Бобруйске было несколько лагерей для военнопленных. Один из них располагался в Бобруйской крепости рядом с госпиталем военнопленных. Режим содержания в госпитале военнопленных был очень тяжелым, не хватало медикаментов, кормили плохо. Многие болели дизентерией, брюшным и ссыпным тифом. В один из дней в начале ноября примерно в 15-16 часов загорелся чердак 3-х этажного дома – бывшей казармы, где находились военнопленные. Территория лагеря была обнесена колючей проволокой, построены две сторожевые вышки охраны. Всех военнопленных стали выгонять на открытую площадку перед зданием казармы. Это видимо была заранее продуманная провокация с целью уничтожения военнопленных. У проволочного ограждения вдоль дороги установлены были пулеметы, а также на сторожевых вышках. Кроме того вдоль проволочного ограждения стояли каратели с автоматами. Вскоре началась стрельба по толпе. К утру на открытой площадке лежали кучи трупов, остальных оставшихся в живых угнали в неизвестном направлении. Часть выживших (около 100 человек) оставили для захоронения трупов. Указанная группа увозила на телегах и выносила вручную тела погибших в сторону места захоронения. Из разговоров военнопленных, попавших в госпиталь военнопленных, явствовало, что в этом лагере было порядка 10-12 тысяч военнопленных».
Решением Могилевского областного исполнительного комитета от 5 сентября 2023 г. № 37-11 «О присвоении статуса историко-мемориального места погребения» воинскому захоронению № 3002 в г. Бобруйске присвоен статус историко-мемориального места погребения.