Кто такие авторы насилия и почему им тоже нужна помощь

Ответственность за насилие лежит на тех, кто его совершает. Поэтому долгое время существовала позиция, что помогать нужно только пострадавшим: женам, которых избивали мужья, людям, которые столкнулись с психологическим насилием или попали в экономическую зависимость.

Это понятное мнение, поскольку пострадавшим больнее всего. С рациональной точки зрения может казаться, что выгоднее тратить ресурсы на помощь этим людям, а не на работу с обидчиками. Однако насилие — это комплексная проблема. Если обидчики готовы меняться, у них должна быть такая возможность. Это изменит не только их жизни, но и положение общества в целом. Благодаря этому удастся предотвратить возможное будущее насилие.

Почему люди совершают насилие?

Автор насилия — это обычный человек, мало отличающийся от большинства. Он может иметь или не иметь зависимости и выстраивать вполне равные отношения с друзьями и коллегами. 75% пострадавших от домашнего насилия — женщины, однако агрессором может быть человек любого гендера. А насилие, в свою очередь, происходит не только в партнерских, но и в дружеских, детско-родительских и иных отношениях.

Работа с авторами насилия начинается с диагностики. Если человек называет себя абьюзером, это еще не значит, что он или она действительно совершает абьюз. Насилие предполагает намерение унизить, оно атакует достоинство другого человека. А деструктивно-агрессивная реакция имеет своей целью защитить границы, свою территорию. Как взрыв — “отстаньте все от меня”. Человек взрывается, вскидывает руки. И ему совершенно не хочется делать никому плохо. Ему хочется, чтобы от него все отстали.

Граница между насильственным и деструктивно-агрессивным поведением достаточно условна. Даже если человек не намеревался унизить, другая сторона могла ощущать происходящее как насилие. Поэтому такое разделение важно только в рамках работы с конкретным человеком, чтобы помочь ему разобраться в происходящем, найти причины своей реакции.

К примеру, мать может кричать на своего ребенка, но происходит это потому, что она сама страдает от насилия по отношению к ней. В этом случае ей прежде всего потребуется помощь как пострадавшей, а после уже можно работать с ее абьюзивным поведением, если в этом будет необходимость. Или же насилие в паре может происходить с двух сторон. Тогда работа должна вестись с обоими партнерами.

Принятие ответственности за свои действия — ключевой этап в работе с авторами насилия. Несмотря на существующие стереотипы, что можно «просто сорваться» или «потерять контроль над собой», чаще всего это не так. Обычно люди осознают свои поступки, хотя, возможно, и не так здраво, как в спокойном состоянии. Разобраться в этом, в частности, помогают точные вопросы: что сказал человек, как громко крикнул, с какой силой бросил предмет. 

Важно не обвинить человека, а помочь ему найти иной способ адаптации к реальности. Потому что насилие — это форма адаптации. Когда-то человек этому научился, потому что он таким образом выживал и в его субъективной реальности это было оправданно. Насилие замечательно подходит для выживания, однако оно совсем не подходит для жизни.

Подход к каждому клиенту индивидуален. То же самое можно сказать о длительности терапии, ее эффективности, наличии или отсутствии рецидивов. Авторы насилия учатся безопасно решать конфликты. Не кричать на партнера из-за усталости на работе, а рассказать об этой усталости или предложить вернуться к разговору после. Видимые изменения в поведении в среднем происходят спустя 25 встреч с психологом. Но результат в каждом конкретном случае будет разный. 

Поддержку и консультацию Вы можете получить в учреждении «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бобруйска».

Телефон для предварительной записи к психологу 73-09-22.

Наш адрес: ул. К. Либкнехта, д.58, каб. 202.

Поделиться