Бобруйский художественный музей продолжает освещать события художественной жизни Бобруйска. 25 июня старейшему художнику нашего города Семену Тихоновичу Абрамову исполнилось 89 лет, а 57 лет назад состоялась его первая персональная выставка, которая стала второй персональной в истории художественного Бобруйска. В ноябре 1968-го о выставке рассказала статья «Прырода, адухаўлёная пачуццем» Е. Гейкера и Б. Беляева в городской газете «Камуніст». Мы же предлагаем сегодняшний взгляд на давнее событие.
Художники, как собственно и все люди, в юности руководствуются прежде всего чувствами, а уже затем разумом. Для молодости закономерны позитивный настрой и сопутствующие ему мечты, надежды, энтузиазм. И только с течением лет приобретаются прагматизм и продуманность, разрастаются амбиции. В сущности говоря, творчество – это откровение художника, и через произведения зримо проявляются перемены в его личности, происходящие в ходе его жизни. О художнике мы обычно судим по достижениям зрелого периода, хотя ранние работы не менее интересны своей искренностью и чистотой взгляда на мир.
Семен Абрамов родился в 1936 году в деревне Слобода Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области. Детство будущего художника пришлось на военное лихолетье. Судьба в самом начале жизненного пути определила ему серьезные испытания. Перед войной семья лишилась отца, а с ее началом все были угнаны в немецкие концентрационные лагеря. Там перед самым освобождением погибла мать. После войны мальчик оказался в Горьком в детском доме для одаренных детей-сирот.
Профессиональное образование Семен Абрамов получил в Горьковском художественном училище на курсе известного советского живописца Михаила Соломоновича Виденского. Училище считалось одним из лучших в СССР. В учебную программу входили студийные занятия по широкому спектру техник и жанров, свое важное место занимал пейзаж. На пленэрах вместе с изобразительными техниками оттачивалось умение постигать и отображать чувственно воспринимаемый мир. Пейзаж для Семена Абрамова на продолжительное время определился как основной жанр. Работали студенты и в рамках соцреализма в соответствии с требованиями и духом времени, но уже больше выполняя курсовые и выпускные работы.

Автопортрет, 1957
После окончания художественного училища в 1957 году Абрамов получил направление в Кызыл, столицу Республики Тыва, где жил и преподавал рисование в школе в течение года до призыва в армию. После мобилизации в 1958 году оказался в Бобруйске, служил в армейском клубе в Ленгородке в качестве художника, как штангист систематически участвовал в спортивных соревнованиях и сборах. Тогда же начал показывать свои работы на бобруйских городских выставках. В 1961-м после демобилизации остался здесь, стал работать в художественно-производственных мастерских и активно участвовать в выставках в Бобруйске, Могилеве, Минске: был полон сил, активно занимался творчеством, готовился к вступлению в Союз художников БССР. Основными сотоварищами в выставочной деятельности стали Владимир Самочернов и Владимир Домарад. Имена всех троих вписаны во все каталоги республиканских и областных выставок тех лет, фигурируют в публикациях бобруйских журналистов о городских выставках. А в свободное время художники организовывали совместные пленэры, походы и поездки.
В работах Семен Абрамова первых десяти самостоятельных лет пейзаж занимал основное место, и через него происходило формирование индивидуальности молодого художника. К этому следует добавить еще нерастраченное влияние учителей, изо дня в день наполнявших своих подопечных творческим и жизненным опытом. В пейзажах раннего периода художник не ограничивается только восхищением красотами природы. Эстетика пейзажей тех лет значительно сложнее, в них сочетается состояние природы с ее чувственным восприятием. А социалистический реализм и видимая декоративность в творчестве Абрамова появились позднее, когда уже устоялись взгляды на жизнь и творчество, а в картинах появились герои и академики, БАМ и другие стройки века, народные артисты и художники. В том отличия произведений раннего периода от композиций зрелых лет, что дополнительно объясняет наш интерес к первой выставке Семена Абрамова, составленной из работ первого десятилетия творчества.
Выставка 1968 года была посвящена 50-летию образования БССР и открылась ко дню Октябрьской революции. Экспозицию составили примерно семьдесят работ в разных техниках, большинство – акварели, среди которых заметное место занимала серия, созданная в Паланге. В этот год Абрамов в течение двух месяцев жил и работал в санатории на берегу Балтийского моря. Писал пейзажи окрестностей, среди которых акварели «Туман. Музей янтаря в Паланге» и «Старая мельница». Героями некоторых картин стали балтийские рыбаки, занимавшиеся погрузкой снастей и другими приготовлениями перед выходом в море. В соседней Клайпеде изображал корабли на рейде и привлекательные городские улочки, а после поездки в Ригу создал монотипии с видами старого города.

«Туман. Музей янтаря в Паланге», 1968

«Торговый порт в Клайпеде», 1968
Кызыльский период в экспозиции представляли карандашный автопортрет 1957 года и живописные этюды с видами Саянской тайги, горных зимних пейзажей и городского парка. Вызывали зрительский интерес карандашные наброски, особенно тематическая композиция «Перед вылетом», рассказывающая о буднях военных летчиков, – живые зарисовки, публицистика в графике.

«Сентябрь в парке. Кызыл», 1958
Часть акварелей была посвящена Бобруйску. «Аллея в бобруйском парке» (1966 г.) входит в число лучших произведений Семена Абрамова первого десятилетия его творчества. Привлекали внимание посетителей изображения сквера на ул. Бахарова и небольшого озера за городом, предметные и цветочные натюрморты. Портретный жанр был представлен живописными изображениями Героя Социалистического Труда председателя колхоза из Паричей А. Петухова и военного летчика Клепиковского.

«Аллея в бобруйском парке», 1966

«Осенний натюрморт», 1967
В произведениях выставки заметно разнообразие изобразительных техник – молодые художники любят экспериментировать с разными жанрами и материалами. С этих позиций обсуждение вызвал «Осенний натюрморт» (1967 г.). По мнению В. Самочернова, в нем начали проявляться черты в будущем узнаваемого изобразительного языка Абрамова, с чем нельзя не согласиться. Автором детально проработаны с узнаваемым разделением на плоскости все многочисленные предметы натюрморта, а объединяющим элементом стал белый фон основы. Подобная декоративность присутствует и в работе «Стеклозавод на Березине» (1967 г.). Несмотря на давний срок, удалось собрать живые впечатления о выставке, автором сохранены многие работы.

«Стеклозавод на Березине», 1967
Обращаться к старым публикациям неизменно интересно – ощущаешь дух того времени, всегда что-то можно увидеть между строк. В статье 1968 года состоялось представление молодого художника известным журналистом Ефимом Гейкером и легендарным руководителем изостудии Дома пионеров Борисом Беляевым. Из текста возникает образ выставки, присутствуют зрительские впечатления. В повествовании рассматриваются два десятка картин, наряду со словами поддержки звучит критика за недостаточную выразительность отдельных работ. Среди замечаний – малое число идейных произведений. Последний абзац статьи процитируем: «У заключэнне хочацца адзначыць, што добрую, карысную справу пачаў рабіць гарадскі адзел культуры, арганізаваўшы другую па ліку персанальную выстаўку бабруйскіх мастакоў. Такія выстаўкі даюць магчымасць больш уважліва ўглядацца ў творчасць мастака, часцей далучаць бабруйчан да выяўленчага мастацтва». Речь снова о Георгии Федоровиче Шароварове, возглавлявшем отдел культуры Бобруйского горисполкома с 1968-го по 1980-й и принявшем участие в организации выставки Семена Абрамова, о чем художник с благодарностью вспоминал.
Приезд в наш город Абрамова дал начало новому поколению художников-шестидесятников, привлеченных в Бобруйск активной художественной жизнью. В. Рубцов, В. Самочернов, Ю. Никифоров – с их именами в 1960-е – 1990-е годы связан наибольший подъем в художественной жизни нашего города, а творческое наследие стало основанием для создания Бобруйского художественного музея. Впереди у нас еще много историй об интересных художниках и творческих судьбах.
Коллектив Бобруйского художественного музея поздравляет Семена Тихоновича с 89-летием. Здоровья и творческого долголетия!
Геннадий Благутин, старший научный сотрудник
Бобруйского художественного музея
По материалам БЖ