Одна из самых трагичных страниц истории – блокада Ленинграда – продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944-го. Несмотря на все тяготы и лишения, врагам не удалось сломить дух осажденного города и людей.

Бобруйчане Валентина Голубович, Галина Домышлинец, Леонид Котов и Галина Стекольникова в 1941 году были детьми, видевшими и пережившими страшные испытания, голод и холод, бомбардировки, обстрелы и воздушные тревоги, потерю близких. Их жизнь после войны сложилась по-разному, но эти люди и их воспоминания – напоминание всем о стойкости, мужестве, силе духа.

Галине Стекольниковой было около трех лет, но она хорошо помнит бомбежки, постоянный страх, ощущение голода и холода. «Когда по радио объявляли воздушную тревогу, мы с мамой бежали в подвал. Когда мама уходила паек получать или по делам, я оставалась одна, с чем-то играла, – вспоминает Галина Александровна. – Холод был страшный и голод. Года через полтора я уже не могла ходить, только ползала. И тогда маму просила: «Давай не пойдем прятаться в бомбоубежище, давай на своей кроватке умирать». На карточки получали маленький-маленький кусочек хлеба. Отщипывали по крошечке и держали во рту, пока растает, чтобы проглотить. Мама старалась достать еду, но в те годы даже лебеды уже не оставалось в городе. Выжили. Страх бомбежки, страх войны остался почти на всю жизнь. Когда в 1947 году приехали в Бобруйск, жили в бараке недалеко от аэродрома. И как только взлетали самолеты, не знаешь, куда прятаться… Уже повзрослев, настроила себя, что все хорошо, бомбы не летят, никто не стреляет».

Когда началась блокада Ленинграда, Галине Александровне Домышлинец был всего год. Отец ушел на фронт и пропал без вести в 1942 году, тогда же умерла и мама. Маленькую Галю отправили в дом малютки, а в конце 1943-го вывезли в детский дом в Нижний Тагил.

«Меня удочерила семья, которую называла вторыми родителями, – говорит ветеран. – Я жила в Москве, и дальше судьба счастливая была. Муж военный, служил в Беларуси, остались тут жить. Молодому поколению, конечно, надо рассказывать о тех тяжелых годах, что пережили наши люди. И всем надо стремиться к миру и согласию».

Валентине Голубович шел 6-й год, когда грянула война. Мать работала на заводе, где ремонтировали технику, поступавшую с фронта. Для детей это было страшное время: они слышали взрывы снарядов, видели горящие дома, испытывали голод и холод.

«Старший брат умер от голода. Я помню, как мы везли его на санках на кладбище, – вспоминает Валентина Петровна. – Затем от голода умер младший брат. Каждый день приезжала машина и увозила трупы на кладбище. Соседка меня немного подкармливала, да и мама обменивала на еду все, что было в доме. Выживали как могли. Люди по весне сажали в огородах семена. Однажды мама принесла с завода котлетку, из которой наделали много котлет с лебедой. Для меня это был настоящий праздник. А 1 июля 1942 года стали вывозить все ценное с завода, переправляли и рабочих с семьями через Ладогу. Нас с мамой тоже посадили в шлюпку и ночью под бомбежкой переправили на Большую землю. Привезли на станцию, а оттуда в Алтайский край. По дороге умирало много истощенных людей».

У Леонида Александровича Котова впечатления детства связаны с блокадой. Во времена Великой Отечественной он был ребенком блокадного Ленинграда. 872 дня дети были намеренно заблокированы немецкими и финскими войсками в городе и вынуждены жить вместе со взрослыми в пространстве, ограниченном нечеловеческими условиями: голодом, холодом и постоянной угрозой жизни от бомбардировок и обстрелов. Вместе с другими жителями осажденного города Леонид Александрович нашел в себе силы и мужество, чтобы выстоять. Испытания лишь закалили мальчишеский характер. По его рассказам, сам он родился в Кронштадте (Россия) 9 января 1932 года. Там войну и застал. «Мне тогда было всего 9 лет. А дальше работал водителем в Ленинграде. Есть 3 внука и 3 внучки», – поделился он. В городе на Березине Леонид Александрович Котов проживает с 1964 года. В мире и согласии с супругой Ксенией Ивановной они воспитали четверых детей. Сегодня их главной радостью и любовью являются внуки.

Шрам на сердце. 27 января – день полного снятия блокады Ленинграда. В Бобруйске проживают 4 человека, переживших страшное событие

В прошлом году ветеранам вручили почетные знаки «В честь 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». Эту специальную награду учредили по поручению Президента Российской Федерации и отчеканили на Петербургском монетном дворе. В Бобруйск эти награды прибыли по инициативе горисполкома и при содействии бобруйских депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

bobrlife.by

Поделиться