В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от  26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно 15 марта в стране отмечается праздничный день – День потребителя.

В 2025 году день потребителя проводится под девизом  «Потребитель – в центре внимания: от баланса интересов к справедливому разрешению споров».

Данная тема подчеркивает значимость защиты прав потребителей и призвана обратить внимание на справедливое разрешение споров потребителей и бизнеса.

В Бобруйском городском исполнительном комитете управление торговли и услуг осуществляет государственную защиту прав потребителей по вопросам торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пл. Ленина, 1, кабинет 501). График приема граждан по вопросам защиты прав потребителей: вторник, четверг с 8-00 до 13-00, с 14-00 до 17-00, четвертая среда месяца с 17-00 до 20-00, тел. 68-00-37.

В целях повышения правовой грамотности потребителей в Бобруйском горисполкоме организована «горячая линия» по вопросам потребительской тематики (тел. 68-00-37). Режим работы «горячей линии»: понедельник, среда, пятница с 08:00 до 11:00. 

За 2024 год управлением торговли и услуг Бобруйского городского исполнительного комитета в целях защиты прав потребителей проведена следующая работа:

  • рассмотрено 129 обращений потребителей, что на 20 обращений меньше по сравнению с предыдущим периодом. Снижение количества обращений связано с проводимой управлением торговли и услуг разъяснительной работой как с потребителями, так и с субъектами торговли, в том числе через СМИ, семинары-практикумы;

  • в сентябре 2024 года рамках республиканской акции «Уважение. Забота. Ответственность», приуроченной ко Дню пожилых людей, для жителей старшего поколения была проведена информационная встреча на тему «Ваше право. Об обращениях граждан и защите прав потребителей»;

  • направлено в суд в интересах граждан 12 исковых заявлений. Возвращено материального ущерба по результатам рассмотренных обращений и в суде исков на сумму 34,4 тыс. рублей;

  • взыскано штрафных санкций в местный бюджет в размере 4,32 тыс. рублей;

  • вынесено 17 предписаний об устранении нарушений прав потребителей. 

Исходя из практики рассмотрения обращений следует отметить, что при приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги) потребитель вправе ознакомиться с документами продавца, подтверждающими наименование и его право на занятие определенной деятельностью. У лица, который непосредственно подписывает договор от имени продавца (исполнителя) также документы, подтверждающие полномочия, и проследить, чтобы сведения о нем были внесены в договор.

Многие условия об услуге не регулируются законодательством, а определяются по соглашению сторон (например, сроки исполнения услуги, потребительские характеристики результата услуги).

Подпись потребителя на договоре свидетельствует о его согласии со всеми условиями договора.

Потребитель вправе предъявлять претензии о ненадлежащем качестве товара (работы, услуги):

  • к продавцу в течение двух лет с момента приобретения товара, а если гарантийный срок более двух лет – в течение гарантийного срока;

  • к изготовителю -  в течение срока службы товара, а если он не установлен – в течение 10 лет.

  • к исполнителю - в течение гарантийного срока, а если он не установлен, - в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или трех лет в отношении недостатков в недвижимом имуществе.

В случае приобретения некачественного товара (работы, услуги), потребителю первоначально целесообразно обратиться к продавцу (исполнителю) путем подачи письменной претензии, либо оставления записи в книге замечаний и предложений, которая должна быть предоставлена по первому требованию.

Если в установленные законодательством о защите прав потребителей сроки продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация исполнитель) не ответил или не удовлетворил обоснованное требование потребителя – потребителю за защитой нарушенного права следует обратиться в государственный орган по защите прав потребителей либо суд.

Изначально по вопросам защиты прав потребителей необходимо обращаться в местные исполнительные  и распорядительные органы по месту нахождения объекта розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, либо по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в случае приобретения товара ненадлежащего качества посредством интернет-магазина.

В Бобруйском горисполкоме 14 марта будет проводиться «горячая линия» по вопросам потребительской тематики (тел. 68-00-37) с 8.00 до 12.00.

Поделиться