Коррупция - характерное для любого государства явление, которое, внедряясь в различные сферы экономики и общества, оказывает деструктивное влияние на процессы социально- экономического развития. Не встречая противодействия это явление чревато только одним - возникновению в обществе системных проблем и рисков, угрожающих поставить под сомнение достойное существование государства в целом.

Успешность борьбы с коррупцией зависит не только от планомерной и качественной работы правоохранительных и иных государственных органов, участвующих в данной работе, но и от уровня правосознания всех членов общества, желания каждого отдельного гражданина придерживаться законопослушного поведения.

Борьба с коррупцией в нашей стране организуется и осуществляется на основе сформированного национального законодательства, которое учитывает зарубежный опыт и рекомендации международных организаций, членом которых является Республика Беларусь.

Антикоррупционная нормативная база в последние годы подверглась серьезной доработке.

После широкого общественного обсуждения принят и с 24 января 2016 г. действует новый Закон о борьбе с коррупцией, которым предусмотрен обновленный комплекс профилактических правовых механизмов.

Законом введен запрет на трудоустройство в качестве государственных служащих работников, ранее совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий.

Ограничены прием лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на должности из кадрового реестра Президента, Совета Министров, областных и районных исполкомов, а также право лиц, совершивших коррупционные преступления, на пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством о государственной и военной службе.

Для предупреждения скрытого подкупа высокопоставленных должностных лиц расширен перечень сведений о доходах и имуществе, подлежащих декларированию. Предусмотрена обязанность государственных должностных лиц давать пояснения об источниках доходов, в случае их внезапного увеличения.
Введен гражданско-правовой механизм изъятия по решению суда имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы.

Проводимая работа дает определенный положительный результат, но вместе с тем, остаются проблемы, не позволяющие реализовать в полной мере весь антикоррупционный потенциал законодательства.

Об этом свидетельствуют и факты коррупционных преступлений, выявленных правоохранительными органами.

На территории Могилевской области за 6 месяцев текущего года учтено 191 коррупционное преступление (2017-85), в отношении 62 лиц (52).

Данные статистики указывают на то, что в текущем году наибольшее количество лиц, совершивших коррупционные преступления, выявлено в сферах сельского хозяйства, промышленности, строительства, торговли, образования и здравоохранения.

Наиболее опасным проявлением коррупции являются факты получения взяток.

Так, заместителю начальника цеха ОАО «Белшина» К., который обвинялся в получении взятки в размере 2000 евро за благоприятное решение вопроса о выдаче заключения о соответствии техническим требованиям продукции, поставлявшейся в адрес общества одной из коммерческих структур, приговором суда назначено наказание в виде лишения свободы сроком на четыре года с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности сроком на пять лет.

Заместителю главного врача УЗ «Могилевский зональный центр гигиены и эпидемиологии» И., который обвинялся в неоднократном получении взяток за благоприятное решение входивших в его компетенцию вопросов в интересах лиц, передававших ему взятки, приговором суда назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности сроком на пять лет.

Положение дел, складывающееся в сфере противодействия коррупции, указывает на то, что на протяжении уже ряда лет повышенным риском реализации коррупционных схем характеризуется сфера закупок товаров (работ, услуг), в которой широко распространены случаи оказания незаконного предпочтения при выборе победителя. Это может быть связано с получением незаконного вознаграждения от представителей коммерческих структур, организацией закупок товаров у аффилированных лиц.

В настоящее время информационное поле республики насыщено публикациями и репортажами о целой череде возбуждаемых коррупционных уголовных дел, громких задержаниях должностных лиц системы Министерства здравоохранения, лиц из числа руководителей крупных промышленных предприятий республики, баснословных суммах хранившихся у фигурантов наличных денежных средств в иностранной валюте.

Подобного рода факты имели место и на территории нашей области.

В апреле текущего года возбуждено уголовное дело в отношении заместителя генерального директора ОАО «Белшина», получившего взятку в размере 30 000 рублей за заключение с коммерческой структурой договора подряда.

Завершено расследование многоэпизодного уголовного дела в отношении главного инженера ОАО «Бабушкина крынка», который, являясь председателем тендерной комиссии общества, обеспечивал на протяжении ряда лет закупку обществом различных ТМЦ по завышенным ценам у аффилированных коммерческих структур. Общая сумма ущерба по уголовному делу составила более 400 тыс. рублей.

В текущем году постановлен обвинительный приговор по уголовному делу в отношении бывшего директора Глусского УКП «Жилкомхоз», который был признан виновным в превышении служебных полномочий при организации закупок различных товарно-материальных ценностей по завышенной стоимости у вышеназванных коммерческих структур и причинении в связи с этим ущерба возглавляемому им предприятию на сумму более 236 тыс. рублей. Приговором суда ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на четыре года с лишением права занимать определенные должности сроком на пять лет.

В сфере сельского хозяйства широкое распространение получили случаи ненадлежащей организации бухгалтерского учета, что способствует хищениям имущества, в том числе путем злоупотребления служебными полномочиями, за что предусмотрено наказание по ст.210 УК, относящейся к категории коррупционных преступлений. Не изжиты факты неэффективного и нерационального использования ГСМ и удобрений, распространены случаи искажения реальных показателей о производственной деятельности сельхозорганизаций с целью демонстрации положительных результатов.

При этом, 38% от числа всех выявленных в первом полугодии текущего года преступлений, предусмотренных ст.427 Уголовного кодекса Республики Беларусь (служебный подлог), зарегистрированы в сфере сельского хозяйства. Основными причинами их совершения являются желание скрыть свою некомпетентность, показать видимость благополучия, избежать привлечения к дисциплинарной ответственности за невыполнение доведенных показателей производственной деятельности.

Не редко за фактами искажения    государственной статистической отчетности скрываются и коррупционные преступления.

Например, рассмотрено судом уголовное дело в отношении бригадира ЧПТУП «Птицефабрика «Елец» ОАО «Могилевхлебопродукт», которая, желая скрыть негативные результаты своей работы, избежать привлечения к дисциплинарной ответственности, вносила заведомо ложные сведения в статистическую отчетность о приросте живой массы птицы. Наряду с искажением статистической отчетности, предприятию был причинен ущерб в виде излишне начисленной заработной платы работникам в размере более 6 ООО рублей. Приговором суда обвиняемой назначено наказание в виде лишения свободы сроком на два года с отсрочкой исполнения приговора на один год, с уплатой штрафа в размере 7 350 рублей и лишением права занимать определенные должности сроком на три года.

Постановлен обвинительный приговор в отношении заведующей фермы ОАО «Ботаево» Хотимского района, которая, умышленно, вопреки интересам службы, используя свои служебные полномочия, из иной личной заинтересованности, выразившейся в стремлении выполнения доведенных показателей по производству и реализации молока, оформляла фиктивные документы для увеличения количества произведенного молока, которое в последующем выписывала на своих подчиненных без их ведома и согласия, в счет их заработной платы. Приговором суда обвиняемой назначено наказание в виде лишения свободы сроком на два года с отсрочкой исполнения приговора на три года, ста часов общественных работ, с лишением права занимать определенные должности сроком на три года.

Имеются недостатки при осуществлении контроля за декларированием имущества и доходов обязанными лицами.

В соответствии с Законом о борьбе с коррупцией государственные органы, иные организации, должностные лица, в которые (которым) представляются декларации о доходах и имуществе, осуществляют контроль за соблюдением порядка декларирования, в том числе за полнотой и достоверностью сведений, указанных в декларациях о доходах и имуществе.

В связи с этим все полномочия по проверке деклараций возложены Законом на соответствующие кадровые службы. Кроме того с учетом своей компетенции кадровые службы обязаны принимать активное участие в планировании антикоррупционных мероприятий и их последующей реализации.

Вместе с тем как показывают прокурорские проверки работа кадровых служб в данном направлении в ряде организаций и государственных органов должным образом не организована, проверки деклараций в необходимых случаях не осуществляются, декларации своевременно в соответствующем журнале не регистрируются, зачастую даже ответственные за данную работу лица не назначены.

Среди ряда руководителей и других должностных лиц сложилось предубеждение, что борьба с коррупцией является обязанностью преимущественно правоохранительных органов и сводится к выявлению ими коррупционных преступлений.

Вместе с тем, эффективное противодействие коррупции и снижение масштабов ее распространения возможно лишь при условии совместного и скоординированного участия в этом процессе всех государственных органов, иных государственных и негосударственных организаций, институтов гражданского общества и отдельных граждан.
Заместитель прокурора г.Бобруйска
советник юстиции  А.И. Шестопалова

Поделиться