В канун Дня потребителя, который отмечается 15 марта, мы пообщались с главным специалистом организации потребительского рынка продовольственными и непродовольственными товарами управления торговли и услуг горисполкома Ольгой Ступень.

– Ольга Анатольевна, в чем специфика Вашей работы?
– Мы рассматриваем обращения граждан по вопросам торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Я как специалист в этой сфере провожу прием граждан в пределах компетенции по вопросам защиты прав потребителей (пл. Ленина, 1, кабинет 501) по следующему графику: вторник, четверг с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00; четвертая среда месяца с 17.00 до 20.00. Контактный телефон: 68-00-37. Кроме того, для защиты прав наших граждан в горисполкоме организована горячая линия по вопросам потребительской тематики (тел.: 68-00-37). Режим работы: понедельник, среда, пятница с 8.00 до 11.00.
– По каким вопросам чаще всего обращаются за помощью граждане?
– По вопросам торговли обращения поступают в основном в отношении качества товаров (мобильных телефонов, бытовой техники, мебели). По вопросам бытового обслуживания обращения чаще связаны с качеством отделочных (ремонтных) работ, изготовления мебели, нарушением сроков исполнения договорных обязательств со стороны исполнителей (изготовление и установка памятников, устранение недостатков и т.д.).
За 2024 год управлением торговли и услуг рассмотрено 129 обращений потребителей, что на 20 обращений меньше по сравнению с предыдущим периодом. Снижение количества обращений связано с проводимой управлением разъяснительной работой как с потребителями, так и с субъектами торговли, в том числе через СМИ, семинары-практикумы.
В сентябре 2024-го в рамках республиканской акции «Уважение. Забота. Ответственность», приуроченной ко Дню пожилых людей, для жителей старшего поколения была проведена информационная встреча на тему «Ваше право. Об обращениях граждан и о защите прав потребителей».
С целью защиты прав потребителей за 2024 год управлением торговли и услуг горисполкома направлено в суд в интересах граждан 12 исковых заявлений. Возвращено материального ущерба по результатам рассмотренных обращений и в суде исков на сумму 34,4 тыс. рублей. Взыскано штрафных санкций в местный бюджет в размере 4,32 тыс. рублей. Вынесено 17 предписаний об устранении нарушений прав потребителей.
– Чему уделяется особое внимание в этой сфере?
– Обеспечению свободного выбора товаров. Для этого до покупателей должна быть доведена обязательная информация о товарах и услугах. Кроме того, самим гражданам важно знать свои права, чтобы уверенно чувствовать себя.
– Могли бы подробнее рассказать о правах потребителей?
– Исходя из практики рассмотрения обращений, следует отметить, что при приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги) потребитель вправе ознакомиться с документами продавца, подтверждающими наименование и его право на занятие определенной деятельностью. У лица, которое непосредственно подписывает договор от имени продавца (исполнителя), тоже должны быть документы, подтверждающие полномочия, и следует проследить, чтобы сведения о нем были внесены в договор.
Многие условия об услуге не регулируются законодательством, а определяются по соглашению сторон (например, сроки исполнения услуги, потребительские характеристики результата услуги). Подпись потребителя на договоре свидетельствует о его согласии со всеми условиями договора.
Потребитель вправе предъявлять претензии о ненадлежащем качестве товара (работы, услуги):
– к продавцу в течение двух лет с момента приобретения товара, а если гарантийный срок более двух лет – в течение гарантийного срока;
– к изготовителю – в течение срока службы товара, а если он не установлен – в течение 10 лет;
– к исполнителю – в течение гарантийного срока, а если он не установлен – в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или трех лет в отношении недостатков в недвижимом имуществе.
– Куда следует обращаться гражданам в случае приобретения некачественного товара?
– Потребителю первоначально целесообразно обратиться к продавцу (исполнителю) путем подачи письменной претензии либо оставления записи в книге замечаний и предложений, которая должна быть предоставлена по первому требованию. Если в установленные законодательством о защите прав потребителей сроки продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация, исполнитель) не ответил или не удовлетворил обоснованное требование потребителя, за защитой нарушенного права потребителю следует обратиться в государственный орган по защите прав потребителей либо в суд. Изначально по вопросам защиты прав потребителей необходимо обращаться в местные исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения объекта розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг либо по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в случае приобретения товара ненадлежащего качества посредством интернет-магазина.
– Что бы Вы хотели пожелать коллегам в канун профессионального праздника, а также потребителям?
– Выражаю признательность тем, кто посвящает свою профессиональную и общественную деятельность такой значимой, актуальной и насущной для каждого теме – защиты потребительских прав граждан. Желаю всем доброго здоровья и личного счастья. Пусть удача, успех и настойчивость в решении каждодневных задач всегда будут верными спутниками во всех начинаниях! Уважаемым потребителям желаю приятных и качественных покупок (работ, услуг). Знайте свои права и будьте рационально требовательны!