Ведь не секрет, что не все знают, почему увековечено в бобруйской топонимике то или другое название? Кто был Массонов, Наумов или Семенов?.. В преддверии знаменательной даты 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков начнем с героев, освобождавших Бобруйск и навечно оставшихся в наименованиях его улиц.
Маршалом стал в день освобождения Бобруйска
Он родился в семье поляка Ксаверия Рокоссовского и белоруски Антониды Овсянниковой. Наверняка, и поэтому он называл разработанную и успешно проведенную им Белорусскую наступательную операцию «Багратион» своим любимым детищем. И не только поэтому.
Молодость моя – Белоруссия
Многие месяцы и годы жизни Константина Рокоссовского связаны с Беларусью. В нашей республике проходили становление и расцвет полководческого таланта военачальника. В 1930-1932 годах он командовал 7-й Самарской кавалерийской дивизией Белорусского военного округа. А осенью 1943-го, когда генерал командовал Центральным фронтом, тот решением Ставки был переименован в Белорусский. И именно ему была поставлена задача приступить к подготовке операции по освобождению белорусской земли от оккупантов.
Когда в октябре был освобожден от немецко-фашистских захватчиков Добруш, на территории бумажной фабрики «Герой труда» разместился штаб Белорусского фронта. В ноябре его войска осуществили Гомельско-Речицкую наступательную операцию, в ходе которой был освобожден наш первый областной центр. Командный пункт фронта сначала перебазировался в Новобелицу, а затем в Гомель, откуда генерал армии Рокоссовский руководил действиями войск. В штабе были разработаны Калинковичско-Мозырская и Рогачевско-Жлобинская наступательные операции.
В июне 1944-го временный пункт управления уже 1-го Белорусского фронта переместился в деревню Дуравичи Буда-Кошелевского района. В состав фронта входили десять общевойсковых армий, одна танковая, две воздушных, три танковых и три кавалерийских, один механизированный корпуса и Днепровская военная флотилия. Практика Второй мировой войны, пожалуй, не знала другого такого случая, когда бы фронт, имевший наступательные цели, растянулся на такое расстояние. По существу, 1-й Белорусский фронт имел два совершенно самостоятельных операционных направления: одно – на Бобруйск-Барановичи-Брест-Варшаву; другое – на Ковель-Хелм-Люблин-Варшаву.
Рождение «Багратиона»
Белорусскую наступательную операцию разрабатывали Рокоссовский, Василевский и Жуков. Константин Константинович предложил ударить двумя направлениями по флангам, отрезая противнику возможность маневрировать. Но в Ставке план раскритиковали – не может быть два главных удара. Сталин три раза заставлял Рокоссовского выйти подумать. Когда он снова при гробовой тишине настоял на своем, Сталин сказал, что его уверенность – залог успеха. Командующий фронтом считал необходимым нанести не один, а два одновременных удара, примерно равных по силе: один – по восточному берегу Березины с выходом на Бобруйск, другой – по западному берегу этой реки в обход Бобруйска с юга. Нанесение двух ударов давало войскам фронта, по мысли Рокоссовского, неоспоримые преимущества: во-первых, это дезориентировало противника, а во-вторых, исключало возможность маневра вражеских войск.
Наступление на правом фланге 1-го Белорусского фронта на Бобруйском направлении предстояло осуществить силами четырех армий: 3-й армии А. В. Горбатова, 48-й П. Л. Романенко, 65-й П. И. Батова и 28-й А. А. Лучинского. На 20 июня в них насчитывалось 435 тысяч солдат и офицеров, почти 1300 танков и самоходных установок, почти 7,5 тысячи орудий и минометов. Все населенные пункты были превращены немцами в узлы сопротивления. Особенно мощно был укреплен Бобруйск, вокруг которого имелись внешний и внутренний укрепленные обводы. Дома, подвалы, хозяйственные постройки на окраинах города были приспособлены к обороне. На площадях и улицах были возведены железобетонные укрепления, установлены заграждения из колючей проволоки и мины.
И у нас все было готово к началу наступления. Об этом Рокоссовский говорил с Жуковым, продолжавшим работу по координации деятельности армий фронта. Жуков решил ехать в 3-ю армию А.В.Горбатова, чтобы наблюдать за ходом боевых действий. Рокоссовский собирался отправиться в 28-ю армию А. А. Лучинского.
– Мы вам подадим руку помощи через Березину, – шутил на прощание Жуков, – вытащим вас из этих болот.
– Как знать, как знать, – улыбался Рокоссовский…
Вперед, на правый берег Березины!
Войска 1-го Белорусского фронта начали наступление утром 24 июня двухчасовой артиллерийской подготовкой. По 200 и более орудий на километр фронта располагались на участках прорыва. Они молотили гитлеровскую оборону, затем в атаку перешли пехота и танки. Северная группировка – 3-я и 48-я армия – в тот день, к сожалению, смогла захватить лишь первую и вторую траншеи врага. С утра следующего дня в прорыв на участке 65-й армии была введена конно-механизированная группа Плиева, противник начал отход на север и северо-запад. К исходу третьего дня наступления соединения 65-й и 28-й армий вышли на оперативный простор. 26 июля прорвали оборону противника и войска армии Горбатова, 9-й танковый корпус генерала Б. С. Бахарова к утру 27 июня перехватил все переправы северо-восточнее Бобруйска. 9-я гитлеровская армия потерпела катастрофу – ее части были окружены в Бобруйске и юго-восточнее его.
29 июня 1944 года, когда Бобруйск был освобожден от трехлетнего фашистского засилья, вышел указ о присвоении К.К.Рокоссовскому звания Маршала Советского Союза, а месяц спустя он был удостоен первой Звезды Героя Советского Союза. После этого Сталин при обращении к Рокоссовскому называл его имя и отчество, от Верховного можно было даже услышать «мой Багратион», обращенное к Константину Константиновичу. «У нас нет Гинденбургов, но у нас есть Рокоссовский!» – обронил как-то Иосиф Виссарионович. Даже враги признавали полководческий дар нашего маршала. В частности, немецкий фельдмаршал Эрнст Буш говорил: «Если нашего Роммеля называют лисом пустынь, то Рокоссовского можно назвать львом степей и лесов». Еще немцы называли его «генерал-кинжал» – за острые, неожиданные прорывы, разрывавшие их оборону… Это ли не основание для присвоения его имени улице в городе, который освобождали воины Рокоссовского! Сегодня она соединяет две магистрали, носящие имена Г.К.Орджоникидзе и Ю.А.Гагарина.
По материалам БЖ