­­­
­1. Минимальные гарантии в области оплаты труда  

С 1 сентября 2017 года увеличен размер тарифной ставки первого разряда для расчета заработной платы работников бюджетных организаций

В соответствии с решением Правительства от 24 августа 2017 г. № 642 с 1 сентября 2017 года увеличен размер тарифной ставки первого разряда для расчета заработной платы работников бюджетных организаций с 31,0 до 33,0 рублей.
Данным постановлением республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, руководителям бюджетных организаций поручено обеспечить перерасчет заработной платы работников в соответствии с установленной тарифной ставкой первого разряда и коэффициентами Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь с учетом корректирующих коэффициентов и ежемесячных дифференцированных доплат.
При этом размеры корректирующих коэффициентов, ежемесячных дифференцированных доплат с 1 сентября 2017 г. не изменяются.

2. Трудовые отношения
 Указом Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2012 г. № 156 «О некоторых вопросах регулирования трудовых отношений» установлено, что:
1.работники (за исключением работников, которые в соответствии с законодательством о труде к сверхурочным работам не допускаются) с их согласия могут привлекаться к сверхурочным работам в пределах 180 часов в год. При этом сверхурочные работы для каждого работника не должны превышать 10 часов в рабочую неделю, а продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочных работ – 12 часов;
2.работники, находящиеся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемых по инициативе нанимателя в случаях необходимости временной приостановки ­работ или уменьшения их объема, могут работать по совместительству полный рабочий день (смену).
Комментарий Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь к Указу Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2012 г. № 156.
Указ Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2012 года № 156 «О некоторых вопросах регулирования трудовых отношений» (далее - Указ) предусматривает установление предельного количества сверхурочных работ в год на уровне 180 часов, что на 60 часов больше ранее установленной нормы. Напомним, что до принятия Указа максимальный предел сверхурочных работ был ограничен 120 часами в год и не должен был превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд.

Одновременно Указом определяется, что сверхурочные работы для каждого работника не должны превышать 10 часов в рабочую неделю, а продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочных работ - 12 часов. Такое ограничение максимально допустимого количества сверхурочных работ в день и неделю в законодательстве установлено не было.

Привлечение к сверхурочным работам работников, по-прежнему, должно осуществляться в соответствии с Указом на добровольной основе, т.е. только с согласия работника.

Кроме того, следует отметить, что к сверхурочным работам не допускаются:
беременные женщины;
женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
работники моложе 18 лет;
работники, обучающиеся без отрыва от производства в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях, в дни занятий;
работники, освобожденные от сверхурочных работ в соответствии с медицинским заключением;
другие категории работников в соответствии с законодательством.

Исключительные случаи, когда работники могут привлекаться к сверхурочным работам без их согласия остались неизменными, к ним относятся случаи, возникающие:
при производстве работ для предотвращения катастрофы, производственной аварии, немедленного устранения их последствий или последствий стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, оказания экстренной медицинской помощи работниками учреждений здравоохранения;
при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи - для устранения случайных или неожиданных обстоятельств, нарушающих правильное их функционирование.

­Сверхурочные работы, выполненные в таких случаях, в предельное количество отработанных сверхурочно часов, т.е. в 180 часов в год, как и ранее, включаться не будут. 

За работу в сверхурочное время предусмотрена повышенная оплата. На данный счет в законодательстве ничего не менялось и эти вопросы, по – прежнему, регулируются статьей 69 Трудового кодекса.

Помимо вопроса, связанного с установлением максимального количества сверхурочных работ, подпунктом 1.2 Указа определено, что работник вправе работать по совместительству полный рабочий день (смену) в случае вынужденной приостановки работы у нанимателя и по этой причине предоставления работнику отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по основному месту работы.

Возможность предоставления таких отпусков предусмотрена статьей 191 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), согласно которой при необходимости временной приостановки работ или временного уменьшения их объема, наниматель вправе с согласия работника (работников) предоставить ему (им) отпуск (отпуска) без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Норма Указа в этой части не распространяется на другие отпуска, предусмотренные законодательством о труде, в том числе статьями 189, 190 ТК.

Необходимо уточнить, что выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или у другого нанимателя на условиях трудового договора является совместительством. Законодательством о труде установлено ограничение продолжительности работы по совместительству – не более половины нормальной продолжительности рабочего времени (как правило, не более 20 часов в неделю).

Таким образом, для категории работников, которым нанимателем в связи с временной невозможностью в полном объеме обеспечить работой предоставлен отпуск в соответствии со статьей 191 ТК, такое ограничение снимается.

3.Гибкие системы оплаты труда

 Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» предоставлено право коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям самостоятельно принимать решения о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь при определении условий труда работников.

При этом установлено, что: 
1.коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при введении новых условий оплаты труда работников, в том числе без применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, обязаны обеспечить: 
недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения; 
установление гибких условий оплаты труда, направленных на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и максимально учитывающих сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость. Творческий подход; 
соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 104» утверждены Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях.

Существуют следующие разновидности гибких систем оплаты труда:
1. Система оплаты труда на основе тарифной сетки, разработанной в организации
При применении системы оплаты труда на основе тарифной сетки, параметры которой устанавливаются в организации самостоятельно, распределение профессий и должностей работников по разрядам тарифной сетки утверждается в локальном нормативном правовом акте.

2. Оплата труда на основе комиссионной системы
При этой системе оплаты труда размер заработной платы работника ставится в прямую зависимость от роста объемов реализованной продукции, товаров (работ, услуг), в том числе на экспорт, снижения запасов готовой продукции и поступления валютной выручки и других показателей, характеризующих эффективность работы подразделения и (или) организации в целом. 
В данном случае целесообразно применять нормы Указа Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг)».

3. Система оплаты труда на основе «плавающих» окладов
Система «плавающих» окладов предусматривает установление нанимателем размеров тарифных ставок (окладов) в текущем месяце по итогам работы за предыдущий месяц с учетом личного вклада каждого конкретного работника в результаты труда.
Система «плавающих» окладов предполагает, что каждый раз в конце месяца по результатам труда за расчетный месяц для каждого работника с учетом установленных критериев формируется новый должностной оклад на следующий месяц.

4. Система оплаты труда на основе грейдов
Система грейдов строится на расположении всех (отдельных) профессий и должностей работников организации по соответствующим грейдам в зависимости от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работников. 

При этой системе оценивается значимость профессии рабочего (должности служащего) для организации, которая, как правило, измеряется в баллах.

МИНИМАЛЬНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ БЮДЖЕТЫ 
ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХСОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
2016 -2017 годы 
(в рублях)


Среднедушевые минимальные потребительские бюджеты

с 01.07.2016
по 31.07.2016

с 01.08.2016г. по 31.10.2016 г.

с 01.11.2016 г. по 31.01.2017 г.

с 01.02.2017г.
 по 30.04.2017 г.

с 01.05.2017г.
 по 31.07.2017 г.

с 01.08.2017г.
 по 31.10.2017 г.

в ценах марта 2016 года (Постановление Мин-ва труда и социальной защиты  от 21.04.2016 N 19)

в ценах июня 2016 года (Постановление Мин-ва труда и социальной защиты от 22.07.2016 N 37)

в ценах сентября 2016 года 
(Постановление Минтр-удсоцзащи-ты от 20.10.2016 N 65)

в ценах декабря
2016 года 
(Постановление 
Мин-ва труда и социальной защиты от 19.01.2017 N 4)

в ценах марта
2017 года 
(Постановление 
Мин-ва труда и социальной защиты от 21.04.2017 N 20)

в ценах июня
2017 года 
(Постановление 
Мин-ва труда и социальной защиты от 24.07.2017 N32)

семьи из четырех человек

276,24

285,43

293,32

298,85

309,7

321,88

молодой семьи из трех человек

302,47

312,24

317,48

323,74

335,28

349,25

трудоспособного населения

355,27

366,80

374,62

383,34

396,75

410,42

пенсионеров

279,99

288,03

294,82

301,45

311,69

321,66

студентов

264,59

271,96

279,36

287,93

295,62

307,66

детей в возрасте до трех лет

226,14

233,11

237,31

241,51

251,16

259,52

детей в возрасте от трех до шести лет

298,54

307,90

308,39

312,69

325,3

341,33

детей в возрасте от шести до восемнадцати лет

303,21

311,94

320,63

­326,47

337,5

350,91

Управление по труду, занятости и  
социальной защите Бобруйского горисполкома

Новые размеры бюджета прожиточного минимума (БПМ) установлены постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.07.2017 № 32.
В период с 01.08.2017 по 31.10.2017 БПМ в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах июня 2017 г. в расчете на месяц составит:

  • в среднем на душу населения – 197,57 руб.;
  • трудоспособное население – 218,87 руб.;
  • пенсионеры – 151,98 руб.;
  • студенты – 192,79 руб.;
  • дети в возрасте до 3 лет – 125,87 руб.;
  • дети в возрасте от 3 до 6 лет – 174,90 руб.;
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет – 215,50 руб.

Заработная плата «в конвертах»

Регистрация коллективных договоров, соглашений­­­

Новое в аттестации рабочих мест по условиям труда ­­
Страницы: 1 2»