­­­­­
­1. Минимальные гарантии в области оплаты труда  
­
Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (далее – Закон) установлена прав­овая основа определения размера минимальной заработной платы и её применения.
Действие Закона распространяется на всех работников­ и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.
Минимальная заработная плата (месячная и часовая) – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.
Размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января.
Коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной минимальной заработной платы, но не ниже размера месячной минимальной заработной платы, установленного в соответствии с Законом.
Месячная минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции.
Размер часовой минимальной заработной платы определяется нанимателем путем деления размера месячной минимальной заработной платы на соотношение расчетной нормы рабочего времени календарного года, установленной для соответствующих категорий работников нанимате­лем в соответствии с законодательством о труде, и количества месяцев календарного года, а также изменяется нанимателем при изменении размера месячной минимальной заработной платы, в том числе в связи с индексацией месячной минимальной заработной платы.
Месячная минимальная заработная плата применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов, должностных окладов).
Часовая минимальная заработная плата применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе часовых тарифных ставок (окладов, должностных окладов).
Минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется с учетом отработанного рабочего времени.
Работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с Законом, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой). При определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) в размере начисленной заработной платы работника не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, перечень которых утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 июля 2014 г. № 68.

 

Информация о размере минимальной заработной платы в 2018 году

Период

Размер месячной минимальной заработной платы (руб.)

Примечание

Январь

305,00

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2017 г. №1022

Февраль

305,00

-<<-

Март

305,00

-<<-

Апрель

305,00

-<<-

Май

305,00

-<<-

Июнь

305,00

-<<-

Июль

305,0

-<<-

­Новый размер тарифной ставки первого разряда для оплаты труда иных работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, установлен с 1 октября 2018 г.
В соответствии с постановлением Совета Министров Беларуси от 31 августа № 632 тарифная ставка увеличена до Br35,5. ­ ­
При этом размеры корректирующих коэффициентов, ежемесячных дифференцированных доплат с 1 сентября 2017 г. не изменяются.

2. Трудовые отношения
 Указом Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2012 г. № 156 «О некоторых вопросах регулирования трудовых отношений» установлено, что: ­
1.работники (за исключением работников, которые в соответствии с законодательством о труде к сверхурочным работам не допускаются) с их согласия могут привлекаться к сверхурочным работам в пределах 180 часов в год. При этом сверхурочные работы для каждого работника не должны превышать 10 часов в рабочую неделю, а продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочных работ – 12 часов;
2.работники, находящиеся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемых по инициативе нанимателя в случаях необходимости временной приостановки ­работ или уменьшения их объема, могут работать по совместительству полный рабочий день (смену).
Комментарий Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь к Указу Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2012 г. № 156.
Указ Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2012 года № 156 «О некоторых вопросах регулирования трудовых отношений» (далее - Указ) предусматривает установление предельного количества сверхурочных работ в год на уровне 180 часов, что на 60 часов больше ранее установленной нормы. Напомним, что до принятия Указа максимальный предел сверхурочных работ был ограничен 120 часами в год и не должен был превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд.

Одновременно Указом определяется, что сверхурочные работы для каждого работника не должны превышать 10 часов в рабочую неделю, а продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочных работ - 12 часов. Такое ограничение максимально допустимого количества сверхурочных работ в день и неделю в законодательстве установлено не было.

Привлечение к сверхурочным работам работников, по-прежнему, должно осуществляться в соответствии с Указом на добровольной основе, т.е. только с согласия работника.

Кроме того, следует отметить, что к сверхурочным работам не допускаются:
беременные женщины;
женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
работники моложе 18 лет;
работники, обучающиеся без отрыва от производства в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях, в дни занятий;
работники, освобожденные от сверхурочных работ в соответствии с медицинским заключением;
другие категории работников в соответствии с законодательством.

Исключительные случаи, когда работники могут привлекаться к сверхурочным работам без их согласия остались неизменными, к ним относятся случаи, возникающие:
при производстве работ для предотвращения катастрофы, производственной аварии, немедленного устранения их последствий или последствий стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, оказания экстренной медицинской помощи работниками учреждений здравоохранения;
при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи - для устранения случайных или неожиданных обстоятельств, нарушающих правильное их функционирование.

­Сверхурочные работы, выполненные в таких случаях, в предельное количество отработанных сверхурочно часов, т.е. в 180 часов в год, как и ранее, включаться не будут. 

За работу в сверхурочное время предусмотрена повышенная оплата. На данный счет в законодательстве ничего не менялось и эти вопросы, по – прежнему, регулируются статьей 69 Трудового кодекса.

Помимо вопроса, связанного с установлением максимального количества сверхурочных работ, подпунктом 1.2 Указа определено, что работник вправе работать по совместительству полный рабочий день (смену) в случае вынужденной приостановки работы у нанимателя и по этой причине предоставления работнику отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по основному месту работы.

Возможность предоставления таких отпусков предусмотрена статьей 191 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), согласно которой при необходимости временной приостановки работ или временного уменьшения их объема, наниматель вправе с согласия работника (работников) предоставить ему (им) отпуск (отпуска) без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Норма Указа в этой части не распространяется на другие отпуска, предусмотренные законодательством о труде, в том числе статьями 189, 190 ТК.

Необходимо уточнить, что выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или у другого нанимателя на условиях трудового договора является совместительством. Законодательством о труде установлено ограничение продолжительности работы по совместительству – не более половины нормальной продолжительности рабочего времени (как правило, не более 20 часов в неделю).

Таким образом, для категории работников, которым нанимателем в связи с временной невозможностью в полном объеме обеспечить работой предоставлен отпуск в соответствии со статьей 191 ТК, такое ограничение снимается.

3.Гибкие системы оплаты труда

 Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» предоставлено право коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям самостоятельно принимать решения о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь при определении условий труда работников.

При этом установлено, что: 
1.коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при введении новых условий оплаты труда работников, в том числе без применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, обязаны обеспечить: 
недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения; 
установление гибких условий оплаты труда, направленных на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и максимально учитывающих сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость. Творческий подход; 
соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 104» утверждены Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях.

Существуют следующие разновидности гибких систем оплаты труда:
1. Система оплаты труда на основе тарифной сетки, разработанной в организации
При применении системы оплаты труда на основе тарифной сетки, параметры которой устанавливаются в организации самостоятельно, распределение профессий и должностей работников по разрядам тарифной сетки утверждается в локальном нормативном правовом акте.

2. Оплата труда на основе комиссионной системы
При этой системе оплаты труда размер заработной платы работника ставится в прямую зависимость от роста объемов реализованной продукции, товаров (работ, услуг), в том числе на экспорт, снижения запасов готовой продукции и поступления валютной выручки и других показателей, характеризующих эффективность работы подразделения и (или) организации в целом. 
В данном случае целесообразно применять нормы Указа Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг)».

3. Система оплаты труда на основе «плавающих» окладов
Система «плавающих» окладов предусматривает установление нанимателем размеров тарифных ставок (окладов) в текущем месяце по итогам работы за предыдущий месяц с учетом личного вклада каждого конкретного работника в результаты труда.
Система «плавающих» окладов предполагает, что каждый раз в конце месяца по результатам труда за расчетный месяц для каждого работника с учетом установленных критериев формируется новый должностной оклад на следующий месяц.

4. Система оплаты труда на основе грейдов
Система грейдов строится на расположении всех (отдельных) профессий и должностей работников организации по соответствующим грейдам в зависимости от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работников. 

При этой системе оценивается значимость профессии рабочего (должности служащего) для организации, которая, как правило, измеряется в баллах.

МИНИМАЛЬНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ БЮДЖЕТЫ 
ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ
­СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

на 2018 год 
(в рублях)



Среднедушевые минимальные потребительские бюджеты

с 01.11.2017г.
по 31.01.2018 г.

с 01.02.2018г.
по 30.04.2018 г.

с 01.05.2018г.
по 31.07.2018 г.

с 01.08.2018г.
по 31.10.2018 г.

в ценах сентября
2017 года 
(Постановление
Мин-ва труда и социальной защиты от 23.10.2017 N60)

в ценах декабря
2017 года 
(Постановление
Мин-ва труда и социальной защиты от 24.01.2018 N8)

в ценах марта
2018 года 
(Постановление
Мин-ва труда и социальной защиты от 24.04.2018 N48)

в ценах июня
2018 года 
(Постановление
Мин-ва труда и социальной защиты от 19.07.2018 N62)

семьи из четырех человек

325,13

328,45

340,56

346,95

молодой семьи из трех человек

351,9

356,10

369,99

        377, 31

трудоспособного населения

413,33

420,60

437,85

445,83

пенсионеров

324,63

331,82

342,56

349,22

студентов

311,54

313,91

322,41

328,10

детей в возрасте до трех лет

264,1

266,56

277,73

279,56

детей в возрасте от трех до шести лет

340,0

348,44

359,22

367,48

детей в возрасте от шести до восемнадцати лет

355,94

358,70

370,56

377,43­

­­

БЮДЖЕТ  ПРОЖИТОЧНОГО  МИНИМУМА

 

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19 июля 2018 г. № 61 на период с 1 августа по 31 октября 2018 г. утверждены размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.

Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения установлен в размере 213 рублей 67 копеек, что на 3,4% выше по сравнению с нормативом, действовавшим с 1 мая по 31 июля 2018 г. (206,58 руб.).

Размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам (в ценах июня 2018 г.)

в среднем на душу населения - 213 белорусских рублей 67 копеек;
трудоспособное население - 236 белорусских рублей 98 копеек;
пенсионеры - 162 белорусских рубля 58 копеек;
студенты - 206 белорусских рублей 89 копеек;
дети в возрасте до трех лет - 135 белорусских рублей 93 копейки;
дети в возрасте от трех до шести лет - 188 белорусских рублей 95 копеек;
дети в возрасте от шести до восемнадцати лет - 231 белорусский рубль 32 копейки.

­

Заработная плата «в конвертах»

Регистрация коллективных договоров, соглашений­­­

Новое в аттестации рабочих мест по условиям труда ­­ ­

­Об установлении размера тарифной ставки первого разряда и повышении заработной платы отдельным категориям работников с 01.09.2018 года 


Страницы: 1 2»