­­­­
­1. Минимальные гарантии в области оплаты труда  
­
Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (далее – Закон) установлена прав­овая основа определения размера минимальной заработной платы и её применения.
Действие Закона распространяется на всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.
Минимальная заработная плата (месячная и часовая) – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.
Размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января.
Коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной минимальной заработной платы, но не ниже размера месячной минимальной заработной платы, установленного в соответствии с Законом.
Месячная минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции.
Размер часовой минимальной заработной платы определяется нанимателем путем деления размера месячной минимальной заработной платы на соотношение расчетной нормы рабочего времени календарного года, установленной для соответствующих категорий работников нанимателем в соответствии с законодательством о труде, и количества месяцев календарного года, а также изменяется нанимателем при изменении размера месячной минимальной заработной платы, в том числе в связи с индексацией месячной минимальной заработной платы.
Месячная минимальная заработная плата применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов, должностных окладов).
Часовая минимальная заработная плата применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе часовых тарифных ставок (окладов, должностных окладов).
Минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется с учетом отработанного рабочего времени.
Работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с Законом, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой). При определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) в размере начисленной заработной платы работника не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, перечень которых утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 июля 2014 г. № 68.

Информация о размере минимальной заработной платы в 2018 году
­

Период

Размер месячной минимальной заработной платы (руб.)

Примечание

Январь

305,00

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2017 г. №1022

­
В соответствии с решением Правительства от 24 августа 2017 г. № 642 с 1 сентября 2017 года увеличен размер тарифной ставки первого разряда для расчета заработной платы работников бюджетных организаций с 31,0 до 33,0 рублей.
Данным постановлением республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, руководителям бюджетных организаций поручено обеспечить перерасчет заработной платы работников в соответствии с установленной тарифной ставкой первого разряда и коэффициентами Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь с учетом корректирующих коэффициентов и ежемесячных дифференцированных доплат. ­ ­
При этом размеры корректирующих коэффициентов, ежемесячных дифференцированных доплат с 1 сентября 2017 г. не изменяются.

2. Трудовые отношения
 Указом Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2012 г. № 156 «О некоторых вопросах регулирования трудовых отношений» установлено, что: ­
1.работники (за исключением работников, которые в соответствии с законодательством о труде к сверхурочным работам не допускаются) с их согласия могут привлекаться к сверхурочным работам в пределах 180 часов в год. При этом сверхурочные работы для каждого работника не должны превышать 10 часов в рабочую неделю, а продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочных работ – 12 часов;
2.работники, находящиеся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемых по инициативе нанимателя в случаях необходимости временной приостановки ­работ или уменьшения их объема, могут работать по совместительству полный рабочий день (смену).
Комментарий Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь к Указу Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2012 г. № 156.
Указ Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2012 года № 156 «О некоторых вопросах регулирования трудовых отношений» (далее - Указ) предусматривает установление предельного количества сверхурочных работ в год на уровне 180 часов, что на 60 часов больше ранее установленной нормы. Напомним, что до принятия Указа максимальный предел сверхурочных работ был ограничен 120 часами в год и не должен был превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд.

Одновременно Указом определяется, что сверхурочные работы для каждого работника не должны превышать 10 часов в рабочую неделю, а продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочных работ - 12 часов. Такое ограничение максимально допустимого количества сверхурочных работ в день и неделю в законодательстве установлено не было.

Привлечение к сверхурочным работам работников, по-прежнему, должно осуществляться в соответствии с Указом на добровольной основе, т.е. только с согласия работника.

Кроме того, следует отметить, что к сверхурочным работам не допускаются:
беременные женщины;
женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
работники моложе 18 лет;
работники, обучающиеся без отрыва от производства в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях, в дни занятий;
работники, освобожденные от сверхурочных работ в соответствии с медицинским заключением;
другие категории работников в соответствии с законодательством.

Исключительные случаи, когда работники могут привлекаться к сверхурочным работам без их согласия остались неизменными, к ним относятся случаи, возникающие:
при производстве работ для предотвращения катастрофы, производственной аварии, немедленного устранения их последствий или последствий стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, оказания экстренной медицинской помощи работниками учреждений здравоохранения;
при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи - для устранения случайных или неожиданных обстоятельств, нарушающих правильное их функционирование.

­Сверхурочные работы, выполненные в таких случаях, в предельное количество отработанных сверхурочно часов, т.е. в 180 часов в год, как и ранее, включаться не будут. 

За работу в сверхурочное время предусмотрена повышенная оплата. На данный счет в законодательстве ничего не менялось и эти вопросы, по – прежнему, регулируются статьей 69 Трудового кодекса.

Помимо вопроса, связанного с установлением максимального количества сверхурочных работ, подпунктом 1.2 Указа определено, что работник вправе работать по совместительству полный рабочий день (смену) в случае вынужденной приостановки работы у нанимателя и по этой причине предоставления работнику отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по основному месту работы.

Возможность предоставления таких отпусков предусмотрена статьей 191 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), согласно которой при необходимости временной приостановки работ или временного уменьшения их объема, наниматель вправе с согласия работника (работников) предоставить ему (им) отпуск (отпуска) без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Норма Указа в этой части не распространяется на другие отпуска, предусмотренные законодательством о труде, в том числе статьями 189, 190 ТК.

Необходимо уточнить, что выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или у другого нанимателя на условиях трудового договора является совместительством. Законодательством о труде установлено ограничение продолжительности работы по совместительству – не более половины нормальной продолжительности рабочего времени (как правило, не более 20 часов в неделю).

Таким образом, для категории работников, которым нанимателем в связи с временной невозможностью в полном объеме обеспечить работой предоставлен отпуск в соответствии со статьей 191 ТК, такое ограничение снимается.

3.Гибкие системы оплаты труда

 Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» предоставлено право коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям самостоятельно принимать решения о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь при определении условий труда работников.

При этом установлено, что: 
1.коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при введении новых условий оплаты труда работников, в том числе без применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, обязаны обеспечить: 
недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения; 
установление гибких условий оплаты труда, направленных на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и максимально учитывающих сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость. Творческий подход; 
соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 104» утверждены Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях.

Существуют следующие разновидности гибких систем оплаты труда:
1. Система оплаты труда на основе тарифной сетки, разработанной в организации
При применении системы оплаты труда на основе тарифной сетки, параметры которой устанавливаются в организации самостоятельно, распределение профессий и должностей работников по разрядам тарифной сетки утверждается в локальном нормативном правовом акте.

2. Оплата труда на основе комиссионной системы
При этой системе оплаты труда размер заработной платы работника ставится в прямую зависимость от роста объемов реализованной продукции, товаров (работ, услуг), в том числе на экспорт, снижения запасов готовой продукции и поступления валютной выручки и других показателей, характеризующих эффективность работы подразделения и (или) организации в целом. 
В данном случае целесообразно применять нормы Указа Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг)».

3. Система оплаты труда на основе «плавающих» окладов
Система «плавающих» окладов предусматривает установление нанимателем размеров тарифных ставок (окладов) в текущем месяце по итогам работы за предыдущий месяц с учетом личного вклада каждого конкретного работника в результаты труда.
Система «плавающих» окладов предполагает, что каждый раз в конце месяца по результатам труда за расчетный месяц для каждого работника с учетом установленных критериев формируется новый должностной оклад на следующий месяц.

4. Система оплаты труда на основе грейдов
Система грейдов строится на расположении всех (отдельных) профессий и должностей работников организации по соответствующим грейдам в зависимости от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работников. 

При этой системе оценивается значимость профессии рабочего (должности служащего) для организации, которая, как правило, измеряется в баллах.

МИНИМАЛЬНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ БЮДЖЕТЫ 
ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХСОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ на 2018 год (в рублях)


Среднедушевые минимальные потребительские бюджеты

с 01.11.2017г.
по 31.01.2018 г.

с 01.02.2018г.
по 30.04.2018 г.

в ценах сентября
2017 года 
(Постановление
Мин-ва труда и социальной защиты от 23.10.2017 N60)

в ценах декабря
2017 года 
(Постановление
Мин-ва труда и социальной защиты от 24.01.2018 N8)

семьи из четырех человек

325,13

328,45

молодой семьи из трех человек

351,9

356,10

трудоспособного населения

413,33

420,60

пенсионеров

324,63

331,82

студентов

311,54

313,91

детей в возрасте до трех лет

264,1

266,56

детей в возрасте от трех до шести лет

340,0

348,44

детей в возрасте от шести до восемнадцати лет

355,94

358,70

­С 1 февраля 2018 года изменились размеры бюджета прожиточного минимума

 

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 января 2018 г. № 7 на период с 1 февраля по 30 апреля 2018 г. утверждены размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.

Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения установлен в размере 199 рублей 32 копеек, что на 0,8% выше по сравнению с нормативом, действовавшим с 1 ноября 2017 года по 31 января 2018 г. (197,81 руб.).

Размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам (в ценах декабря 2017 г.)

в среднем на душу населения - 199 белорусских рублей 32 копейки

трудоспособное население - 219 белорусских рублей 42 копейки

пенсионеры – 153 белорусских рубля 22 копейки

студенты - 193 белорусских рубля 93 копейки

дети в возрасте до трех лет - 129 белорусских рублей 87 копеек

дети в возрасте от трех до шести лет - 178 белорусских рублей 51 копейка

дети в возрасте от шести до восемнадцати лет -217 белорусских рублей 81 копейка в среднем на душу населения -197 белорусских рублей 81 копейка;

В связи с изменением БПМ с 1 февраля 2018 г. увеличатся:
-минимальные трудовые пенсии;
-социальные пенсии;
-доплаты пенсионерам в возрасте 75 лет и старше, получающим пенсии в органах по труду, занятости и социальной защите;
-надбавки к пенсиям и повышения пенсий отдельным категориям пенсионеров;
-пособия по уходу за инвалидом I группы либо за лицом, достигшим 80-летнего возраста;
-размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей.­


­
Заработная плата «в конвертах»

Регистрация коллективных договоров, соглашений­­­

Новое в аттестации рабочих мест по условиям труда ­­
Страницы: 1 2»